Основные методы, применяемые в работе с молодежью по проблеме злоупотребления алкоголя и курения

Уважаемые коллеги!

Актуальность проблемы курения и злоупотребления алкоголем среди молодых людей в нашем городе не требует доказательств. В нашей стране практически не проводится профилактика табакокурения среди подростков, скорее наоборот имеются все условия и возможности, чтобы начать курить. Идёт пропаганда не здорового образа жизни, а стиля жизни, где главный девиз «бери от жизни всё». И такой стиль жизни широко пропагандируется посредством рекламы, кинематографа, телевидения. На фоне этого слабые попытки внедрить в общественное сознание ведение здорового образа жизни, кажутся примитивными.

В последние годы наша страна занимает первое место по распространенности табакокурения не только среди взрослых, но и среди подростков и молодежи. Курить начинают дети до 7 лет! Конечно, в дошкольном и младшем школьном возрасте это пока игра, подражание или социально-педагогическая запущенность. Но с 11-13 лет дети начинают курение на регулярной основе и к 16-17 годам многие молодые люди приобретают никотиновую зависимость, требующую специальных методов лечения.

Во взрослом возрасте курят 49% мужчин и около 19% женщин.

Распространение употребления алкоголя в нашей стране и области также очень широкое. Особенно тревожит то, что из числа тех, кто потребляет алкогольные напитки, ежедневно или через день, составляют молодые люди — 52% юноши и 65% девушки.

Все методы профилактической работы делятся на мероприятия первичной, вторичной и третичной профилактики.

Первичная профилактика ориентирована на все население. Она начинается с семьи и продолжается в учебных заведениях. В семье закладываются основы ведения здорового образа жизни, родители формируют у детей правильное (негативное) отношение к вредным привычкам. Школа также выполняет данные функции. На уровне школы должны проводиться не только просветительные мероприятия, рассказывающие о вреде курения, но и наглядные демонстрации последствий курения. Работа с молодежью очень важна, потому что дает молодым людям шанс в своих будущих семьях воспитать здоровое поколение.

В систему вторичной профилактики включаются индивидуальные консультации психолога с целью создания и укрепления мотивации к отказу от курения, обучения способам релаксации и контроля эмоционального состояния.

Третичная профилактика рассматривается по поводу зависимости от алкоголя и носит больше медицинский характер.

В зависимости от вовлечения участников в процесс профилактической работы все методы можно разделить на пассивные, активные и интерактивные.

К пассивным методам просветительско-профилактической работы можно отнести: лекцию, беседу, дискуссию, профилактический семинар. Все эти методы несомненно влияют на аудиторию, однако использование их в «чистом виде», без сочетания с интерактивными методами снижает процент усвоения информации аудиторией. Эффективность лекций повышается, если слушатели заинтересованы в информации, поэтому среди взрослых людей, например, на курсах повышения квалификации, усвоение лекционного материала возрастает. Но в работе с подростками пассивный метод малоэффективен.

Активные методы позволяют слушателям включаться в процесс (например, семинары), но все-таки самые эффективные методы — это интерактивные, которые предполагают взаимодействие не только между обучающим и слушателями, но и между всеми слушателями. Пример: тренинги, ролевые игры. Кроме того, интерактивное обучение основано на использовании личного опыта учащихся и их друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс поиска решения, который всегда основывается на опыте учащегося.

Эффективность основных форм профилактической работы зависит от расширения модальных систем в процессе восприятия. Наиболее эффективно выступление в роли обучающего, поэтому важно давать возможность подготовленным подросткам и молодым людям попробовать себя в роли ведущего.

В зависимости от количества участников и целевой аудитории методы профилактической работы делятся на индивидуальные, групповые и популяционные.

Для того, чтобы профилактическая работа была эффективна, во, первых, нужно знать причины, по которым дети и подростки начинают курить, употреблять алкоголь; во-вторых, для эффективной профилактической работы нужно учитывать особенности подросткового возраста.

Наиболее значимым или референтным мнением для подростков становится мнение сверстников, а не родителей и учителей, поэтому очень эффективно в работе с этой возрастной группой использовать принцип «равный-равному».

Учитывая развитие творческих способностей в подростковом возрасте, эффективно использовать методы массовой работы, в том числе конкурсы, акции и т. д. Массовые методы используют, прежде всего, для привлечения внимания большого количества населения к проблеме. В работе с подростками и молодежью эффективность таких мероприятий напрямую зависит от того, насколько активно молодые люди привлекаются к организации и проведению мероприятия — чем активнее их участие, тем больше эффект.

В последние годы активно развивается волонтерское движение, оно отвечает потребности подростков в самоутверждении, в участии в значимых и общественно-полезных видах деятельности.

Особенно важно сотрудничество специалистов тех ведомств, которые наиболее тесно взаимодействуют с молодежью (системы образования, здравоохранения, культуры). Это важно еще и по той причине, что молодые волонтеры общественных организаций, имея приоритет во влиянии на подростков и молодежь, могут не владеть теми знаниями о конкретной проблеме, который имеется у педагогов, медицинских работников.

Использование интернет-ресурсов и социальной рекламы являются одними из лидеров целевого информационного посыла подросткам и молодёжи, поэтому эти формы подачи информации должны быть активно использованы.

Самые интересные мероприятия по профилактике зависимого поведения среди молодежи реализованы совместными усилиями департаментов здравоохранения, образования и культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

Профилактика зависимого поведения среди молодежи является ведущим видом деятельности некоторых общественных организаций и поэтому они имеют большой практический опыт, а также специально обученных волонтеров.

Ни в коем случае нельзя запугивать детей и подростков отрицательными последствиями курения и злоупотреблением алкоголя, так как в отличие от взрослых, страшные моменты могут вызвать у ребенка сильный стресс и чтобы снять напряжение, он еще больше начнет курить. Запугивание раком лёгких, циррозом печени и разрушением личности неэффективно еще и потому, что подростки не могут связать себя такого молодого, здорового и активного с болезнями и проблемами, скорее они продолжат активнее употреблять алкоголь и табак «назло мифам». Более эффективно в работе с подростками и молодежью использовать положительные примеры. Бросившие употребление оказывают непосредственное влияние на своих братьев, сестёр, друзей. Вероятность того, что братья или сестры продолжат курить, снижалась на 25%; если один человек бросал курить, вероятность продолжения курения для его друга снижалась на 36%. Оказывают влияние даже положительные примеры сотрудников на работе. В небольших фирмах сотрудник, бросивший курить, мог снизить распространенность курения среди коллег на 34%.

Таким образом, наиболее эффективные методы профилактики — это методы первичной профилактики, направленные на подростков и молодых людей с целью предотвратить начало новых случаев курения.

Профилактика табакокурения среди подростков должна начинаться, когда стереотипы поведения и мышления ещё не сформировались. Когда ещё нет стойкой табачной зависимости. Только в случае такого подхода, можно надеяться на какой-то положительный результат.




Назад к списку