Главврач Александр Муравец развеивает мифы и фейки о вакцинации

Министр здравоохранения Самарской области Армен Бенян на днях заявил, что в регион пришла третья волна коронавируса. Хорошо, что у нас есть возможность защититься. Но многие все еще боятся прививок, например, из-за пугающих фейков и мифов, которые распространяются в интернете. Мы поговорили с главным врачом Самарского областного центра медицинской профилактики и общественного здоровья Александром Муравцом о работе с населением, важности вакцинации и о том, почему важно верить специалистам, а не слухам.

Общественное здоровье — это деятельность, направленная на предотвращение развития заболеваний и увеличение продолжительности жизни населения. Если говорить простыми словами, то общественное здоровье — это не только здравоохранение, но и спортивные площадки, парки, развитие корпоративных программ оздоровления на крупных предприятиях, взаимодействие с муниципалитетами, некоммерческими организациями.

Также мы занимаемся информационно-коммуникативными проектами: готовим материалы для СМИ, разрабатываем буклеты, размещаем баннеры, создаем инфографику для соцсетей, проводим семинары, тренинги и лекции. Особое внимание уделяем крупным предприятиям — рассказываем о профилактике на рабочих местах. Все это проходит в том числе в рамках нацпроекта «Демография» и федерального проекта «Укрепление общественного здоровья». 

Но основная задача сейчас — это, конечно, вакцинация. Есть две основных причины отказа людей от прививок: во-первых, избыток мифов и фейков и нехватка достоверной информации. Во-вторых, люди, особенно работающие, боятся очередей, некоторые не хотят или не умеют работать с «Госуслугами». Министр здравоохранения поставил задачу помочь населению преодолеть эти препятствия, поэтому мы и представители других лечебных учреждений стали проводить специальные встречи на предприятиях.

У работников возникает множество вопросов по вакцинации, а руководство не всегда имеет возможность дать профессиональные ответы. Мы решили помочь им с этим. За последнее время я провел более 30 встреч на предприятиях, сотрудники центра — около 70 в разных городах области, а все лечебные учреждения региона — более 450 подобных встреч. 

Мы выступаем перед коллективами с мини-лекциями, отвечаем на вопросы, развеиваем их сомнения и страхи. Сразу после лекций или через несколько дней организуется мобильный пункт вакцинации. Люди разбираются во всем, и им уже не нужно никуда ехать, чтобы привиться — все происходит прямо на работе. Таким образом мы убиваем двух зайцев: восполняем у людей недостаток информированности и экономим их время.

Почему нужно общаться с людьми и развеивать мифы

Ничто не может заменить личное общение. С каждым разом убеждаюсь, что изменение мировоззрения человека происходит гораздо быстрее в непосредственной беседе, чем через буклет или инфографику, даже если они идеальные. Мы много лет занимаемся вопросами вакцинации и видим одну и ту же борьбу: люди всегда боялись прививок — хоть от гриппа, хоть от энцефалита. Но сейчас большинство сфокусировано именно на коронавирусе. 

Для нас, медицинских сотрудников, многие мифы и фейки кажутся настолько смешными, что о них вроде бы и говорить не нужно. Например, что от вакцины можно заболеть, или что они неэффективны в принципе — мы на простых, доходчивых и ярких примерах, с фактами в руках, объясняем людям, что это абсурдно. 
Один из самых популярных фейков — о том, что вакцина от коронавируса была создана слишком быстро. Это не так: ни одна из них не была разработана с нуля за полгода. Медицинская и биологическая науки не стоят на месте: существует понятие «платформы». Концепция доставки компонента в клетку была отработана давно — российские вакцины имели предшественников. За короткий срок ученые перенастроили существующую «платформу» под новую инфекцию. Если говорить про эффективность, именно у наших вакцин она сейчас доказывается практикой. Для меня лично очень убедительно то, что на момент выхода нашей первой вакцины «Спутник V» в мире в нее не верили, а сейчас уже 60 стран стоят в очереди за ней и платят немалые деньги. Там она конкурирует с лучшими мировыми вакцинами и показывает прекрасные результаты. Неопровержимые доказательства эффективности, безопасности и желание спасать своих людей привело эти страны к решению о закупке «Спутника V».

Как работает “Спутник V”, и почему его не стоит бояться

«Cпутник V» — это векторная вакцина, как и AstraZeneca, например. Вектор — это аденовирус, вызывающий сезонные насморки, и мы все им когда-либо уже заражались. Этот аденовирус ослаблен: у него разрушен центр размножения. Поэтому он не будет распространяться в организме. К аденовирусу «прикрепляется» генетическая информация S-белка коронавируса. На векторе она доставляется в клетку, где синтезируется много S-белка, к которому вырабатываются антитела. При встрече с реальным COVID-19 они срабатывают. Важно понимать, что в вакцине содержится информация лишь об одном белке вируса. Именно поэтому от прививки нельзя заболеть, потому что цельный коронавирус в ней не содержится в принципе. А антивакцинаторам, которые боятся векторов, наверное, и на улицу выходить опасно — ведь аденовирусы повсюду.

Ученые опасались, что если человек недавно перенес аденовирус, то у него может быть много антител, и они уничтожат вакцину быстрее, чем она сработает. Специалисты нашли выход: первый и второй компонент «Спутника V» содержат разные аденовирусы — вероятность того, что человек только что переболел несколькими видами этих вирусов, критически мала. Поэтому наверняка хотя бы один из компонентов сработает полностью, и у человека будет иммунитет к коронавирусу. 

С этой же проблемой столкнулись при создании AstraZeneca и решили ее, на мой взгляд, менее элегантно. Там ученые взяли аденовирус от шимпанзе, предполагая, что люди не болеют обезьяньими аденовирусами часто. AstraZeneca работает, к иммуногенности вопросов нет. Но, судя по всему, побочный эффект оказался более жестким: обезьяний аденовирус менее естественен для человека. Мне кажется решение наших ученых более правильным: «Спутник V» имеет высокую эффективность и низкий уровень поствакцинальных реакций. 

Побочки, которых все боятся, то есть поствакцинальные реакции — это внешние проявления активной работы организма по синтезу антител и активизации иммунитета. В большинстве случаев это боль в руке в месте введения, повышение температуры, головная боль и слабость. У кого-то эти реакции есть, у кого-то нет, но они никогда не длятся больше трех дней. 

Вакцинация — не принуждение, а возможность жить

Многие люди тянут с прививкой, потому что у них сохраняются антитела. Но ВОЗ и Минздрав РФ делают акцент на том, что никто не знает точный защитный уровень антител. Тем, кто действительно серьезно переболел новой коронавирусной инфекцией, можно выждать 6 месяцев, но больше тянуть нежелательно. Кстати, большинство стран , которые являются лидерами по вакцинации, прививают без учета текущего уровня антител.

Кампания не имеет никакого отношения к принуждению: это банальная защита конституционных прав населения. Вакцинация проводится по эпидемиологическим показаниям: у граждан есть право на жизнь, здоровье и труд — и государство обязано защитить людей.

Я понимаю, какая каша сейчас у людей в голове. На лекциях я призываю разложить все аргументы «против» и «за» мысленно на две полочки по категории «откуда что поступило». Вы увидите, что у ваших привитых знакомых и близких все прошло нормально. А информация из интернета или сомнительных источников пестрит фейками и страшными подробностями. Но у человека так устроен мозг: суть информации сохраняется, а источник забывается. На лекциях я прошу людей закрыть глаза, выдохнуть, посчитать до десяти, распределить аргументы в голове по источнику информации. Открывая глаза, они осознают, что у реальных людей из их окружения вакцинация прошла хорошо, а ужасы и страхи приходят лишь из виртуального пространства, где их невозможно проверить. 

Качество и источник информации имеют решающее значение. Так что я еще раз призываю опираться только на информацию из надежных источников, а не на то, что “написано на столбах”.




Назад к списку