Адаптация к школе: советы специалистов

23 августа в пресс-центре «Самарской газеты» состоялся круглый стол на тему: «Как сохранить здоровье школьника во время учебного года?».

В круглом столе приняли участие главный внештатный специалист министерства здравоохранения Самарской области по гигиене детей и подростков Наталья Шпаковская, врач-педиатр, врач-пульмонолог Ирина Сергеева, травмотолог-ортопед Роман Поляков, детский психолог Артур Гимальдин.

В Самаре в новом учебном году за парты сядут более ста тысяч детей. Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся осуществляется в виде плановых профилактических медицинских осмотров, по результатам которых медики выявляют у выпускников такие «школьные» болезни, как нарушение осанки, сколиоз, понижение остроты зрения.

О статистике заболеваемости учащихся общеобразовательных школ, рациональном питании и проблемах адаптации подробно рассказала главный внештатный специалист министерства здравоохранения Самарской области по гигиене детей и подростков, заведующая отделом Самарского областного центра медицинской профилактики Наталья Шпаковская.

По мнению Натальи Шпаковской, самые распространенные «школьные» болезни характерны для учеников старшего и среднего звена. Но если с детства обучать ребенка правилам личной гигиены, корректировать режим дня, учитывая нагрузку в школе, многих проблем удастся избежать. По данным специалиста, нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз чаще встречаются у детей от шести до 15 лет. Причина сколиоза: тяжелые рюкзаки, сидячий режим, нехватка физической активности, неправильное положение тел за партой.

По результатам профилактических медицинских осмотров у 23,6% школьников выявлены заболевания органов пищеварения. «Причиной этих заболеваний является нарушение режима питания и нерациональный прием пищи», – отметила Наталья Шпаковская. Мониторинг охвата горячим питанием школьников в 2015 году показал, что правильно питаются учащиеся 1–4 классов – 96,4%, а среди 5–11 классов этот показатель опускается уже до 77%.

Адаптация к нагрузкам после длительного отдыха – закономерный процесс, и у каждого ребенка он проходит по-своему.

«Быстрее всего с этим нелегким делом справляются старшеклассники, так как они уже не первый год ходят в школу и проходили данный период несколько раз. Пары недель им будет достаточно», – сообщила Наталья Шпаковская. У первоклассников период привыкания происходит дольше - от 1,5 до трех месяцев. По мнению эксперта, это связано с тем, что детей ожидает много изменений: новая обстановка и образ жизни (книжки и тетрадки вместо любимых игрушек, велосипедов и детских площадок), новые люди. У пятиклассников адаптация длится примерно месяц. Наталья Шпаковская отметила, что успешному привыканию к новым условиям способствует правильный режим дня и сбалансированное питание.

Детский психолог Артур Гимальдин разделил точку зрения специалиста минздрава насчет периода адаптации детей разного возраста. Он также дал родителям несколько рекомендаций по поводу того, как необходимо вести себя родителям со своими детьми-школьниками. По его мнению, с первоклассником, да и с любым другим учащимся, взрослым необходимо вести диалог, интересоваться, как прошел учебный день, спрашивать, что его беспокоит, тревожит, радует. Также родителям необходимо быть внимательными к его контактам со сверстниками.

В случае если ребенок оказывает сопротивление учебному процессу, нужно привести пример из своего школьного опыта, вне зависимости от того, положительный он или негативный.




Назад к списку